Доклады
06-12-25 05:53
Наталья Сергеевна Вяхирева, руководитель отдела Канады, Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова РАН, к. полит. н., старший научный сотрудник, Россия
Трансформация арктической политики Канады

Спасибо за приглашение и возможность выступить. Я задумала рассмотреть вопросы изменений в канадской политике. Весной этого года в стране сменился премьер-министр, соответственно, сменился кабинет, хотя представители той же партии, что и предыдущее правительство - Либеральная партия. Но всё же некоторые изменения можно увидеть.

Хотя в целом можно говорить о том, что кабинет Марка Карни скорее поддерживает преемственность с теми позициями, которые были характерны для предыдущего кабинета Джастина Трюдо. В целом он следует обозначенной концепции внешней политики в Арктике и оборонной стратегии Канады, которые были приняты предыдущим правительством в 2024 году.

Однако можно говорить о том, что политика реализуется с поправками на ту ситуацию, которая складывается под влиянием политики США в отношении Канады. В целом канадцы выступают за защиту суверенитета Канады в Арктике, за усиление присутствия канадских вооружённых сил, за укрепление безопасности в регионе. Всё это демонстрирует приверженность всем предыдущим региональным приоритетам.

Тем не менее его подход к арктическим проблемам представляется более интегрированным по сравнению с предыдущим вариантом. В частности, Карни тесно связывает вопросы обеспечения безопасности в Арктике с вопросами экономического развития данного региона. Я выделила четыре составляющие его арктической политики, которые отражают множественность его подходов.

Во-первых, увеличение инвестиций для развития арктического региона. Во-вторых, включение арктических проектов в число государственных национальных проектов. В-третьих, развитие многовекторной политики с точки зрения расширения круга основных партнёров. И в-четвёртых, это укрепление технологического суверенитета.

Если говорить о предыдущем правительстве, то оборонная политика Канады в Арктике в большей степени была ориентирована на законодательство США. Сейчас происходит смещение от двусторонних отношений с США к расширению отношений с европейскими государствами-членами НАТО, с нерегиональными акторами, которые разделяют канадские ценности и подходы. В частности, речь идёт об Австралии и Южной Корее.

Идея расширения группы партнёров немного отличалась в прошлом правительстве. Предыдущее правительство предлагало одновременное углубление отношений с США, а не дистанцирование от США, которое мы можем видеть сейчас. К этому дистанцированию привело недоверие со стороны канадского правительства к Дональду Трампу, к его администрации в связи с его тарифной политикой и риторикой о претензиях на суверенитет Канады.

Можно уже наблюдать практические шаги. Например, летом этого года было подписано соглашение с ЕС в сфере безопасности и обороны, и это положение данного соглашения между Канадой и ЕС действительно имеет отношение к практическому резерву в Арктике. Кроме того, между канадскими производителями военной техники и шведскими производителями стали было подписано соглашение о создании первого в Канаде зарубежного производства титановой стали - ключевого компонента военной техники.

Помимо этого, идут переговоры со шведским концерном SAAB, который является производителем истребителей Gripen, и некоторые аналитики полагают, что Канада может рассматривать их как перспективу для дальнейших закупок. Хотя сейчас Канада покупает истребители у американского концерна Lockheed Martin, и уже заказано 16 истребителей F-35. Дальнейшего решения, кто будет партнёром - Lockheed или SAAB, пока нет.

В ноябре этого года Канада и Швеция подписали соглашение о стратегическом партнёрстве. В августе аналогичное соглашение было подписано с Финляндией. Кроме того, в Финляндии началось строительство ледокола для Канады Polar Max в рамках подписанного в 2024 году между Канадой, Финляндией и США соглашения о строительстве ледоколов. В дополнение к нему в ноябре этого года Канада, США и Финляндия подписали соглашение о подводных лодках, по которому эти страны будут вместе производить и обслуживать подводные лодки.

Таким образом, можно говорить, что взаимодействие в рамках AUKUS продолжается, несмотря на ранее озвученное весьма скептическое отношение к нему со стороны Дональда Трампа. Но если говорить об отношении Канады и США в целом, то новый этап при Марке Карни можно описать как балансирование между интеграцией и защитой канадского суверенитета.

Продолжается канадо-американское взаимодействие в рамках NORAD, но на фоне напряжения в канадо-американских отношениях было объявлено о заключении со стороны Канады сделки с Австралией на разработку системы загоризонтного радара, которая станет одним из компонентов системы NORAD. Для США это означает, что Вашингтону, видимо, не стоит принимать безусловную свою роль в будущей оборонной политике Канады.

Я уже сказала, что продолжается трёхстороннее соглашение по строительству ледоколов. Кроме того, идут переговоры о размещении в Канаде системы "Железный купол". Таким образом, речь о сворачивании сотрудничества с США в Арктике не идёт. Происходит диверсификация канадских партнёров более быстрыми темпами, чем это было при правительстве Трюдо.

Также повышены инвестиции в арктический регион. Я не буду подробно раскрывать эту тему. Скажу только, что в соответствии с новым бюджетом действительно повышены инвестиции на нужды арктического региона и повышено финансирование обороны, в том числе по вопросам Арктики. Спасибо.