Климат в Арктике быстро меняется – это и в геофизическом смысле, и в политическом смысле тоже. С учетом членства семи арктических стран из восьми в НАТО налицо фактический отход от восприятия Арктики как территории мира. Крайний Север продолжает превращаться из территории мира в зону геополитического противостояния с нашей страной. Возросло количество учений стран-членов блока с отработкой наступательных действий и применения как конвенционального, так и ядерного вооружения, отработкой маршрутов переброски сил и средств. На севере Европы создаются объекты передового складирования техники и вооружений.
ВМС стран НАТО продолжают практику выполнения регулярных одиночных и групповых походов боевых кораблей и подводных лодок в высоких широтах, регулярно используя инфраструктуру северо-европейских союзников, в частности норвежские порты. Увеличилась продолжительность присутствия в Северном Ледовитом океане американских субмарин и активность стратегической авиации в деятельности НАТО в регионе.
При этом в интенсивной милитаризации северных территорий продолжают безосновательно обвинять Россию. Любые российские действия превратно толкуются как проецирование силы и используются в качестве предлога для очередных шагов по укреплению позиций НАТО якобы для сдерживания агрессии.
Одна из ключевых угроз для интересов нашей страны в сфере морского судоходства – это антироссийские санкционные ограничения Евросоюза, которые наращивают усилия в борьбе с так называемым «теневым флотом» России в целях сокращения экспорта российской нефти. Исходим из того, что как таковое понятие «теневой флот» отсутствует в международном праве. Этот термин не имеет международного признания, как и стоящего за ним прозрачного международного механизма. Сами действия против гражданских судов являются вопиющими и сравнимы с пиратством, поскольку посягают на свободу судоходства и право мирного транзитного прохода, прописанные в Конвенции по морскому праву.
По сути, в настоящее время Евросоюз отрабатывает механизмы стороннего контроля и блокирования международного судоходства, которые в будущем, при необходимости, могут использоваться Западом в различных стратегически важных районах Мирового океана. Неприемлемое поведение западных стран создает опаснейший прецедент, угрожающий глобальным цепочкам поставок и морской торговле в целом.
Одним из последствий конфронтационной линии Запада в северных широтах стала деградация некогда важных механизмов регионального сотрудничества. Хорошо известно, что Россия была вынуждена в ответ на практически враждебные действия западных стран выйти из Совета государств Балтийского моря и Баренцева Евро-Арктического совета. Фактически на настоящий момент единственной международной площадкой в регионе остается Арктический совет, хотя и его деятельность в значительной степени парализована.
По-прежнему не осуществляется полевой диалог, не проводятся заседания ключевого координирующего органа – встречи старших должностных лиц. Встречи рабочих групп, хотя и возобновились при нынешнем председательстве, проходят только в видеоформате. Председателем сейчас является королевство Дания, которое фактически уступило председательство Гренландии.
Очевидно, что для наших западных коллег Арктический совет представляет по-прежнему значительный интерес. Фактически, опасаясь работать сейчас полноценно, они понимают, насколько эта площадка для них по-прежнему нужна и важна, и пытаются ее законсервировать на будущее. В то же время в итоговом совместном заявлении министров иностранных дел арктических государств акцентировали стремление к поддержанию мира и безопасности в регионе.
В контактах с датским председательством и секретариатом Арктического совета мы продолжаем добиваться восстановления полноформатного взаимодействия в организации. Наши дальнейшие шаги в отношении Арктического совета будут определяться исходя из реального положения дел в организации и наших национальных интересов.
Сегодня мы видим, как, стремясь насаждать свой видимый порядок с новыми правилами, западные партнеры проводят целенаправленные акции по ущемлению так называемого принципа свободного судоходства, в том числе в акватории Северного морского пути, где активно развивается отечественный ледокольный флот. Западные страны стремятся ввести искусственные ограничения для арктического судоходства, что может оказать негативное влияние на реализацию морехозяйственных арктических проектов, обеспечение и экономику арктической зоны Российской Федерации и освоение Северного морского пути.
Наша страна продолжает реализацию мер политического и оборонительного характера. Внимательно отслеживаем планы недружественных стран на предмет их соответствия международному морскому праву. В то же время активно развиваются контакты с заинтересованными внерегиональными партнерами по широкому спектру вопросов устойчивого социально-экономического развития Арктики, включая тематику СМП и научных исследований. Наиболее активны здесь такие внерегиональные игроки, как Китай и Индия.
Только в текущий период навигации по СМП организовано 17 сквозных рейсов между Архангельском и Шанхаем, что уже показывает определенный рост. Совместно с Минвостокразвития России и другими ведомствами, госкорпорацией «Росатом», МИД России ведет системную работу по развитию профильного международного взаимодействия, в том числе в целях дальнейшего раскрытия транзитного потенциала Северного морского пути.
В контактах с иностранными коллегами последовательно продвигаем СМП как привлекательную альтернативу традиционным межконтинентальным маршрутам в условиях общей геополитической турбулентности. Подчеркиваем приоритетную роль СМП в качестве составной части транспортно-логистического каркаса в рамках реализации инициативы Президента Российской Федерации Владимира Путина по формированию Большого евразийского партнерства и по развитию трансарктического транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Вне зависимости от внешних факторов Россия остается приверженной равноправному и взаимовыгодному взаимодействию в высоких широтах, нацеленному на поддержание мира и стабильности в регионе, сохранение закрепленного международными соглашениями действующего правового режима Арктики. И, невзирая на сложную геополитическую обстановку, в том числе на высоких широтах, политика России в Арктике сохраняет многовекторный и прагматичный характер.
Следуя концепции внешней политики 2023 года, мы намерены стремиться к сохранению региональной стабильности, повышению уровня комплексного социально-экономического развития, в том числе в интересах защиты прав коренных народов, проживающих на севере нашей страны.