Участники историко-краеведческой экспедиции центра "Арктика" в пятницу отправилась по пути русских полярных первопроходцев Василия Прончищева, Харитона Лаптева, участвовавших в Великой Северной экспедиции середины XVIII века. Протяженность маршрута по Северной Земле составит около 1,5 тыс. км, сообщил ТАСС президент центра Владимир Чуков.

Великая Северная экспедиция была организованна по инициативе императора Петра I в 1725 году, фактический старт ее подготовки был дан по указу императрицы Анны Иоанновны в 1731 году. Задачей экспедиции было нанесение на карту берегов государства.

"Маршрут экспедиции начинается от дельты реки Лена в районе поселка Тикси. Это кольцевой маршрут с выходом в нижнее течение реки, с заходом в район поселка Усть-Оленек, где находится могила русского исследователя Арктики Прончищева, затем возврат в Тикси. Одна из наших задач - пройти по пути отрядов русских полярных первопроходцев Василия Прончищева, Харитона Лаптева, которые участвовали в Великой Северной экспедиции 1733-1742 годов", - сказал Чуков.

По его словам, в экспедиции участвуют 18 человек, в том числе сотрудники Тульского государственного университета, которые занимались подготовкой вездеходов "Торос-М" для обеспечения их работы в арктических условиях. "Мы будем передвигаться на двух вездеходах, есть снегоходы, две упряжки ездовых собак, лыжи. Все зависит от условий для передвижения на конкретном участке пути", - отметил президент центра.

Общая протяженность маршрута составит около 1,5 тыс. км, завершить экспедицию планируется 26 апреля. Чуков рассказал, что подготовка началась в декабре 2018 года, изначально рассматривались три маршрута - по пути экспедиции Ушакова и Урванцева в 1930 году, на остров Большевик, где в 1913 году проходила экспедиция Вилькицкого, а также по местам, связанным с Великой Северной экспедицией.

Экспедиционный центр "Арктика" создан в 1992 году на базе научно-спортивной экспедиции, занимавшейся подготовкой и проведением путешествий. Учредителями являются Московский центр Русского географического общества (РГО) и Ассоциация российских полярников. Центр сотрудничает с МЧС России, Институтом океанологии РАН, Фондом полярных исследований и другими организациями.


 

Источник: https://tass.ru/nauka/6274948

В Карском море есть остров в форме муравьеда. Его территорию густо заполняют обломки деталей машин и ржавые бочки из-под топлива, которые остались после первой волны освоения арктических территорий 1960–1970 годов. Остров Вилькицкого был очередной точкой на карте в великом путешествии, а превратился в свалку, когда поставленные государством задачи были выполнены. Организация «Зеленая Арктика» уже второй год проводит экспедиции по очистке острова от мусора с участием волонтеров из разных стран.

Аспекты российско-финского сотрудничества в области морского судоходства в Арктическом регионе обсудили в ходе российско-финляндской смешанной комиссии по морскому судоходству, прошедшей в Хельсинки, рассказала РИА Новости в понедельник заместитель директора департамента финского минтранса Пайви Антикайнен.

«Мы провели очень конструктивное заседание комиссии, где обменялись мнениями по сотрудничеству в области морского судоходства в Арктике и обменялись мнениями по вопросам защиты морской среды Балтийского моря», — отметила она.

Также были рассмотрены вопросы реализации совместного проекта по гармонизации выполнения Полярного кодекса, снижению выбросов азота с судов в Балтийском море, контролю за содержанием серы в судовом топливе.

Сопредседателем с российской стороны выступил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Юрий Костин. В российскую делегацию вошли представители Минтранса России, подведомственных Росморречфлоту организаций, ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ОООР «Российская палата судоходства». Финляндия была представлена минтрансом, а также Агентством транспорта и связи.

Следующее заседание российско-финляндской смешанной комиссии по морскому судоходству состоится в 2020 году в Российской Федерации.


 

Источник: https://ru.arctic.ru/news/20190319/829187.html

Вице-премьер подчеркнул, что эта территория входит в российскую зону интересов


 

Арктика входит в российскую зону интересов, поэтому РФ не упустит своего влияния на этой территории. Об этом в интервью программе "Москва. Кремль. Путин" заявил вице-премьер РФ Юрий Борисов.

"Эта территория - сфера интересов России. Своего мы не упустим и не отдадим", - сказал он.

Ранее командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что Арктика должна оставаться свободным и открытым пространством, несмотря на то, что Россия считает ее своей территорией. В ноябре 2018 года председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Джозеф Данфорд выразил мнение, что Россия расширяет свое военное присутствие в Арктике, и Соединенные Штаты не исключают возможности превращения этого региона в будущем в зону конфликта.

Москва последовательно отвергала утверждения западных политиков о наращивании своего военного присутствия в других регионах и о каких-либо своих действиях, которые якобы направлены на нарушение международного порядка.


 

Источник: https://tass.ru/politika/6180313

Представители военизированной системы США снова собираются перевезти на территорию Арктики военный корабль. На этот раз подобное действие планируется на лето этого года. Специально на острове Адак, который находится на Аляске, американские военные установят свою базу.

Всё из-за того, что Вашингтон обеспокоен военным усилением Российской Федерации в этом регионе и очевидными планами Китая по поводу открытия «Полярного Шёлкового пути».

Также США весьма обеспокоены, что именно РФ будет управлять Северным путем через море, который открывается из-за таяния льдов. Через эту территорию будет проходить и транспортная система из Китая в Европейский союз. Зачем же США так нужна Арктика?

Контроль

Во избежание опасной ситуации, когда РФ контролирует военных, а Китай – экономику, США, в свою очередь, планируют увеличить число своих военных в этом регионе. Морской флот расширится в Арктике из-за изменений в климате, в первую очередь. Последние предполагают открытие океанических вод и соперничество между тремя странами за лидерство на территории Крайнего Севера.

Одна из стратегий США предполагает обеспечение свободы судоходства и ответа на излишние старания по усилению контроля в Арктике, со стороны некоторых стран, как заявил Ричард Спенсер, который является министром Военно-морских сил США. Известно также то, что Пентагон строит  военную базу, которую планирует разместить на территории Арктики, с полным комплектованием из числа солдат, кораблей и самолетов-разведчиков.

Задачи США

Одной из целей Америки есть отпор Российской Федерации, которая имеет самую большую границу с Арктикой и огромный объем военного присутствия, эффект которого усиливается при наблюдении за богатыми природными запасами региона. С Китаем тоже не всё хорошо, в этом случае США собирается уменьшить предпринимательские амбиции Поднебесной и получить еще один свободный путь для заключения сделок со странами Европейского союза.

Анатолий Широков, который занимает пост в Совете Федерации от Магаданской области, имеет весьма либеральные политические взгляды. Он считает, что недовольство США по Арктике легко объясняется. К примеру, он говорил о том, что США интересны морские торговые пути, в первую очередь, это Северный морской путь. Он в последнее время находится на территории РФ. По этой причине США, Канада и Норвегия пытаются прибрать СМП к своим «рукам», заодно полностью лишив РФ права на владение этой территорией.


 

Источник: https://pronedra.ru/arktika-snova-v-centre-skandala-354653.html

Чтобы вытеснить из Арктики США, Москва не жалеет миллиарды

На фоне нарастающего напряжения в Арктике, где сталкиваются интересы крупнейших мировых держав, Россия все-таки решается на строительство мощнейшего ледокола. Как заявил гендиректор судостроительного комплекса "Звезда" Сергей Целуйко, строительство головного атомного ледокола "Лидер", вероятно, начнется в 2020 году.

Как ранее писал "КоммерсантЪ", на ледокол уйдет 98,6 млрд руб. без НДС, или $1,5 миллиарда. Финансироваться проект будет из федерального бюджета.

По словам Целуйко, подготовительная работа к созданию ледокола ЛК-120 мощностью 120 мегаватт, то есть в два раза больше, чем у ЛК-60Я "Арктика", который планируется ввести в эксплуатацию в этом году.

Всего планируется постройка трех ледоколов серии ЛК-120. Если учитывать, что цикл изготовления реактора 2,5 года, то "Лидер" будет готов самое раннее в 2023 году. К этому времени должны быть в строю уже все три ЛК-60Я – "Арктика", "Сибирь" и "Урал".

Даже в условиях кризиса у России нет выбора, как только строить эти корабли, так как большинство ледоколов выпущены в советское время и уже вырабатывают свой ресурс. Недавно Москва непрозрачно заявила о своем единоличном праве на контроль Северного морского пути, и для этого ЛК-60Я и ЛК-120 просто необходимы. Уже другой вопрос, хватит ли на них денег. Ведь параллельно придется строить новый авианосец и фрегаты, без которых ВМФ РФ придется туго. Подстегивают и американцы, которые также говорят о необходимости строительства новых ледоколов и постоянно отправляют на учения подлодки за Полярный круг.


 

Источник: https://utro.ru/army/2019/02/18/1390781.shtml

Страница 1 из 34