Официально приарктические страны согласились сохранить Арктику зоной, свободной от геополитических трений, напоминает датская газета. Однако регион богат сырьем и имеет неоценимое стратегическое значение с точки зрения политики безопасности. К тому же претензии на Арктику предъявляют другие страны. Тревогу датских экспертов вызывают, в первую очередь, инвестиции Китая в Гренландии.
Предлагаем вашему вниманию эссе кандидата политических наук, доцента кафедры международных исследований Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова, н.с. Отдела Канады Института США и Канады РАН Максимовой Дарьяны Дмитриевны. Эссе было специально написано для Круглого стола "Мир в 2035 году: взгляд молодых". В первую очередь этот текст посвящен прогнозированию развития международных отношений в ближайшие десятилетия в Арктическом регионе.
У России нет другого пути, кроме как осваивать Арктику. Для этого в макрорегионе создаются восемь опорных зон развития, а само Заполярье будет связано воедино Северным морским путем. Планы амбициозные, но вполне реальные
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе совещания на Балтийском заводе 28 ноября в Петербурге заявил о намерении продлить строительство серии ледоколов проекта 22220 («Арктика»).
Арктический регион включает в себя северные окраины материков Евразия и Северная Америка, Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Граница Арктики на суше совпадает с южной границей зоны тундры и с июльской изотермой 10°С (5°С - на море). Общая площадь - около 27 млн км2. Иногда за южную границу региона принимают Северный полярный круг (в этом случае площадь составляет 21 млн км2).
Сегодня, 3 августа, экипажи двух противолодочных самолетов Ил-38 авиабазы объединения ВВС и ПВО Северного флота выполнили плановый полет для получения информации о ледовой обстановке в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Участники девятой китайской арктической научной экспедиции в пятницу на борту исследовательского судна "Сюэлун" отправятся из Шанхая к Северному полюсу. Об этом стало известно на пресс-конференции Китайского центра полярных исследований.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на развитие круизного туризма в Арктике и на Дальнем Востоке, следует из базы данных нижней палаты парламента.
Появление в распоряжении России перспективных ледоколов обуславливает необходимость создания новых судов.
Университет Арктики разработает программу академической мобильности для студентов учреждений профобразования из России и Норвегии, которые обучаются оленеводству. Соответствующая договоренность достигнута между властями Якутии и Университетом Арктики, рассказал первый заместитель министра образования и науки региона Михаил Присяжный.
Петербургское судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» займется строительством самодвижущейся платформы «Северный полюс», предназначенной для исследований и мониторинга окружающей среды в условиях Арктики. Как пишет bmpd, в конце марта текущего года правительство России утвердило программу строительства платформы и выделило на эти цели 6,9 миллиарда рублей.
Администрация Си Цзиньпина четко обозначила намерения Китая расширить влияние в Арктике и укрепить морские позиции в Северном Ледовитом океане, впервые опубликовав Белую книгу по политике в этом регионе.
Северные регионы – это суровые климатические условия, экстремальные температуры и труднодоступность некоторых мест. В России под такими территориями понимается Крайний Север, Ямал и еще ряд регионов.
Ледовые лоцманы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Фокин и Александр Силимянкин выполнили ледовую лоцманскую проводку по трассе Северного морского пути танкера-газовоза Eduard Toll (флаг Багамских островов), следовавшего из морского порта Находка в морской порт Сабетта.
Недавно Государственное океанографическое управление и Национальный комитет по развитию и реформам выпустили совместную «Концепцию морского сотрудничества в строительстве «Пояса и пути» (далее — «Концепция»).
Госдума РФ на заседании в среду приняла в окончательном, третьем чтении законопроект об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку углеводородов по Северному морскому пути (СМП). 
Подведение итогов не имеет смысла без понимания перспективы. В конце года президент сделал ряд заявлений, которые окажут влияние на дальнейшее развитие России.
Геополитика - это политика пространства, включающая в себя различные характеристики, например, местоположение, размеры, полезные ископаемые, торговые маршруты (как на земле, так и на суше), экономику и, конечно же, климатические условия.
Удивительно, как много людей в России находится в неведении относительно происходящего в Арктике! Опросы общественного мнения рисуют грустную картину: большинству респондентов известно лишь о том, что "там очень холодно", "там живут белые медведи" и "там даже ледоколы застревают!". И это при том, что СМИ тему Арктики стороной не только не обходят, но, напротив, пишут про этот регион много и часто.
В ближайшие три дня в московском регионе может выпасть до половины месячной нормы осадков. А в прогнозах синоптиков на ближайшие две недели уже нет ни одного солнечного дня. Ненадолго изменить положение смогут разве что самолеты, которые разгонят над Москвой облака перед карнавалом Всемирного фестиваля молодежи.
  • Jyllands-Posten (Дания): началась новая гонка в Арктике
  • Арктика в 2035 году: от конфронтации к сотрудничеству
  • Восемь опор и одна дорога
  • Балтийский завод получит контракт еще на два ледокола «Арктика»
  • Военная активность зарубежных стран в арктическом регионе
  • Лётчики Северного флота провели воздушную разведку ледового поля Арктики
  • Китай начинает девятую арктическую экспедицию
  • Госдума рассмотрит проект о круизном туризме в Арктике и на Дальнем Востоке
  • Российские суда АТО: на Севморпути готовятся к новой «перезарядке»
  • Университет Арктики подготовит программу для оленеводов России и Норвегии
  • В России построят самодвижущуюся арктическую платформу
  • Расширение китайских интересов в Арктике вызывает опасения
  • Как Аляска борется с «цифровым неравенством»
  • Лоцманы «Росморпорта» провели танкер-газовоз Eduard Toll в морской порт Сабетта
  • «Голубой экономический коридор» через Северный Ледовитый океан в Европу включен в Морской Шелковый путь
  • Госдума приняла закон об исключительном праве судов под флагом РФ на перевозку углеводородов по Севморпути
  • Главные заявления Владимира Путина за 2017 год
  • Арктика: геополитика и экология
  • Никто сегодня не уделяет более пристального внимания Арктике, чем Россия
  • Глобальное потепление готовит России сюрпризы: стало ясно, какими будут зимы на сто лет вперед
Главная

В арктических широтах бурно развиваются добыча нефти, туризм и судоходство. Однако Арктика - это не только богатства, но и риски, связанные с их освоением, предупреждают ученые. 

В прошлом сентябре китайское грузовое судно «Yong Sheng» водоизмещением 19 тысяч тонн вошло в историю, достигнув голландского порта Роттердам. Это был первый китайский корабль, прошедший из Азии в Европу Северным морским путём, через Берингов пролив.

По мнению посла по особым поручениям МИД России, представителя России в Арктическом совете Антона Васильева, «ресурсы Арктики, по большому счету, уже поделены, и, как подсчитали наши датские коллеги, 97% всех известных разведанных и потенциальных запасов природных ресурсов в Арктике находится в зоне суверенитета, суверенных прав и юрисдикции арктических государств». Но этот раздел официально не зафиксирован.

Концовка 2013 года выдалась напряжённой для арктической политики Канады, став важным поворотным моментом её полярной стратегии. Для премьер-министра этой страны Стивена Харпера вопрос о суверенитете в арктическом регионе является частью политической программы. Он дал указание своим подчинённым о включении Северного полюса в заявку, которую они собираются подать в комиссию ООН по морскому праву.

Трения вокруг Арктики начались с новой силой, после того, как в начале этого месяца Канада озвучила претензии на Северный полюс.